Наш адрес:
г. Калининград, ул. Брамса, д. 9

С необходимостью выбора профессии сталкивается почти каждый человек. Людям, имеющим ограниченные возможности здоровья (ОВЗ), сделать такой выбор сложнее. Самоопределение для детей с нарушениями развития – серьезный вопрос, так как в большинстве случаев родители и близкие люди не всегда знают, как им помочь в этом. Чтобы выяснить, какой вид деятельности лучше подойдет такому ребенку, нужна грамотная профессиональная ориентация.

Дети с ОВЗ – требуют специальных условий для получения среднего образования, а также социализации и труда. Социальная «дорожная карта» ребенка с инвалидностью выглядит так: Выбор специальной школы или инклюзивного класса в обычной школе. Определение индивидуальных программ и методик учебно-воспитательного процесса. Обучение с ориентацией на личность. Психологическая поддержка и медицинское сопровождение. Профессиональное самоопределение детей имеет огромное значение. В этом случае правильный выбор вида деятельности особенно важен. Для того чтобы ограничения по здоровью не стали непреодолимой преградой для успешности и конкурентоспособности выпускника школы, нужно уже на этапе начального обучения приступать к формированию у него профессиональной мотивации.

Главными задачами профориентации детей с ОВЗ являются всестороннее развитие личности и активизация самих детей в процессах определения себя, своего места в мире профессий, подготовка детей к самостоятельному, осознанному профессиональному и жизненному самоопределению, формирование способности планировать жизненный путь с учётом своих интересов, возможностей, ценностно-нравственных ориентиров и потребностей общества, успешная интеграция в социум.

Формы и методы профессионально ориентационной работы с детьми и подростками, имеющими ОВЗ это и профессионально – ориентационные беседы; экскурсии на предприятия, в профессиональные учебные учреждения, в службу занятости; встречи со специалистами.

Одна из таких встреч с представителями профессий из профессиональных учебных заведений нашего региона, где были в том числе представители администрации нашего «Колледжа предпринимательства», прошла 18 марта в школе № 11 в Калининграде. Эта школа является ресурсным центром по духовно-нравственному воспитанию школьников. Здесь учатся дети и подростки по специальным адаптированным программам для детей с различными ОВЗ.

Для детей правильность выбора сферы трудовой деятельности важна в силу того, что выбор взаимосвязан с характером течения заболевания. А сама возможность правильного профессионального выбора затруднена из-за объективных ограничений видов профессиональной деятельности.  Чтобы сделать осознанный выбор, подростку важно уметь анализировать свой характер, знания, умения, навыки и способности. Знание достоинств и недостатков своей личности позволят успешно выбрать и овладеть профессией.

Дать возможность получить информацию о видах деятельности из первых уст. Показать положительные и отрицательные моменты профессии на конкретных примерах, озвученных специалистами и мастерами. Все это было продемонстрировано педагогами в виде беседы с детьми. Было показано много информативных видеороликов о жизни учебных заведений и работе с обучающимися. Ребята и их родители задавали нам вопросы по особенностям обучения и имеющимся возможностям в каждом учебном заведении. Представляя наш колледж, мы рассказали об обучении на отделении ювелирного искусства и ДПИ. Мы постарались дать ребятам представление о том, чем занимаются художники народных промыслов, художники-реставраторы, художники росписи по дереву, ювелиры. А также мы рассказали подросткам о нашем отделении дизайна, где обучаются графические дизайнеры и дизайнеры (по отраслям), учась на своих, пусть пока еще учебных проектах, воплощать в жизнь свои самые смелые и креативные замыслы в дизайне.

(Зав. отделением дизайна Е.А. Шауберт)